Ребёнок охотно идёт на занятия. Правда, желаемая мечта многих родителей? Обучение новому сложный процесс, требующий сосредоточенности, терпения, повторения, а не внимания на ошибки. В более взрослом возрасте мы часто идем по этому пути дисциплинарно, силой воли. Хотя гораздо легче учиться через любознательность, интерес. Легче - не значит хуже. Ведь точно так же нам нужно концентрироваться во время выполнения упражнения, несколько раз практиковать навык, ошибаться и пробовать снова. Но когда есть естественный интерес «как же оно будет, если», меньше сопротивления, а следовательно - меньше усталости.
Вот и главный секрет - ребёнок занимается с удовольствием, если не сильно устает и если каждый раз имеет новый результат. При каких условиях такое возможно?
Малыши
Играйте. Общайтесь. Гуляйте. Занимайтесь бытовыми делами. И во время этого вводите первые учебные навыки:
- общее количество (1 орешек - много орешков), счёт (1 кубик, 2 кубика ...),
- различение форм (круглое солнышко, квадратное окно),
- цвета (желтый цыпленок, красная ягодка),
- величины и сравнения (большой медведь, маленький зайчик; длинная полоска, короткая полоска; высокое дерево, низкий кустик).
Не ограничивайте пространство ребенка столиком для занятий. Сейчас ему нужно большее пространство для знакомства с миром.
Первые ваши занятия должны быть максимально творческими: составляйте, рисуйте, закрашивайте, лепите, наклеивайте (сначала могут быть наклейки). Такие активности - это прекрасное развитие моторики руки. Пальчики научатся работать и ребёнку будет легче держать в руках ручку и писать свои первые элементы знаков, а затем настоящие буквы и цифры. А еще такие занятия - развивают воображение, фантазию, образное, творческое мышление. Через образы ребёнок начинает воспринимать и изучать мир. Через образы он восстанавливает то, что запомнил. Таким способом она, собственно, учится. Поддержите её в этом и давайте больше инструмента. Раскрасок должно быть много для своего возраста. Вырезания и сборки простых фигурок - регулярным упражнением. Игры в лабиринты и загадки на внимательность так же. Используйте для игр знакомые игрушки. «Кто пришел в гости к медвежонку? Назовём?» «Котик, кукла, собачка, дракончик ...». Убираете какую-то игрушку. «Кого-то из гостей не стало? Кто пошел погулять?»
Ребёнок почти всегда готов играть. Это его способ коммуникации. От вас требуется только многообразие игр.
Слушайте и рассматривайте книги. Это тоже творческое занятие. Представьте только, какой богатый мир возникает перед глазами ребёнка, когда он слушает ваш голос. А когда вы вместе рассмотрите, как историю или сказку нарисовал художник, мир становится еще богаче. И богаче не только образами, но и эмоциями. Чуть позже вы будете учиться их различать и понимать, почему они возникают. А пока вы вместе увлекаетесь и удивляетесь. И радостно находите знакомые образы.
Дошкольники
Здесь уже появляются настоящие занятия. Тоже через игровой метод, но уже в определенное время, в определенном пространстве (есть свой столик, полочка с книгами и цветными тетрадями, оборудованием для творчества). У вас богаче спектр направлений занятий.
1) Так же остаются творческие: рисование, раскрашивание (отличается от закрашивания), складывание фигурок, наклеивание переходит в аппликации - создание образов с нескольких частей.
2) Шире становится математика, кроме чисел и цифр, вы учитесь считать, составлять примеры, определять время, ориентироваться в пространстве, сравнивать величины, решать логические задачи.
3) Добавляются предписьменные навыки: проведение линий (те самые волны, снежинки, заборчики и т.п.), штриховки в определенном направлении и наклоне, обводки рисунков по пунктирам, безотрывное рисования и тому подобное.
4) Вы начинаете учить азбуку, и возможно понемногу читаете простые слова. Опять же, используя рисунки, как опору для формирования нового умения.
Азбука - рисунок на букву.
Составляем рисунок - читаем короткое слово, называя рисунок. Идентификация звука и буквы.
Называем рисунок - составляем название из букв.
Читаем слово - подбираем к нему рисунок.
По этой методике составлено серию книг-вырезалок для обучения чтению через моторную функцию.
Обратили внимание? В возрасте 4-5 лет добавляются «знаковые» задачи. Цифры, знаки, буквы - это все символы, к запоминанию которых ребёнок должен дорасти.
Если малышам достаточно получить эффект от игры или занятия - получилось то, чего до этого не было. И это развивает их любознательность. Дошкольникам важно получить результат - я работал и благодаря этому изменились мои умения. Я делаю то, чего раньше не умел, и благодаря этому могу получить больший эффект. И это развивает их интерес продолжать.
Младшие школьники
С минимальным стрессом начнется ваша школьная пора, когда впереди были те активности, о которых мы говорили. Ребёнок ко многому привык и много умений уже развито. Теперь можно их применять. В этот период главный стресс - изменение среды. При постоянной поддержки родителей - ребёнку достаточно понимать, что вы всегда рядом и всегда поможете - школьник справится с адаптационными месяцами быстро.
В этом возрасте главное достаточно практики. Повторяйте, тренируйте максимально разными способами письмо, математику, чтение. Редко бывает что нужно практиковать сразу три направления. Обычно какой-то один-два ребенку даются проще, и здесь важно разнообразить. К примеру, вы легко научились читать - добавляйте в учебный репертуар больше текстов, иллюстрированных книг различных категорий, читайте вместе, обсуждайте. Не ждите задание от учителя. Если у вас хорошо пошла математика - добавляйте логических упражнений, дополнительных тетрадей с примерами и задачами. Расширяйте диапазон применения умений.
Ежедневная тренировка, за исключением выходных, нужна в предметах, которые «не очень получаются». Как заинтересовать здесь? Будущей независимостью. Ты сможешь легко написать открытку сам, ты сумеешь посчитать в уме сам и будешь помогать бабушке делать покупки. Ты станешь первым - особенно важно для мальчиков, у которых от природы хорошо развита состязательность.
Как подобрать материал, и организовать тренировки?
1) Выделять определенное время: до 20 минут на предмет, не больше.
2) Подбирать различные упражнения на отдельных листах. Толстая тетрадь будет напрягать, а один лист вроде ничего.
3) Набраться терпения и каждый раз объяснять там, где забывается.
4) Подбадривать в процессе и обязательно после завершения.
5) Не выполнять упражнение за ребёнка. Не спешить с подсказками. Помогать, когда он попросит этого.
6) Эмоционально позитивная атмосфера. С вашим ребёнком все в порядке. И он талантлив в определенном направлении. Помните об этом.
Учиться - это отдельное умение. Оно нам понадобится в течении всей жизни. Поэтому важно научить этому умению детей. И главное - никогда не поздно начать. Вы ничего не пропустили, если у вас есть желание.
Итак, желаний вам и успехов!
автор креативных методик развития и обучения ребенка
Наталия Коваль