Переходь на українську ua
Каталог
Е-книги
График работы:
с 9-00 до 21-00 (пн-пт), с 10-00 до 19-00 (сб)
с 9-00 до 21-00 (пн-пт), с 10-00 до 19-00 (сб)
Каталог
Е-книги
Как выигрывать проигрывая!
08.09.2020
Советы родителям
Пятилетнему Мише на день рождения подарили настольную игру. Это была наша первая «ходилка» с кубиком и паровозиками в качестве фишек. Поскольку главными героями были любимые Мишины паровозики, то начать новую игру оказалось легко. Ему очень понравилось бросать кубик и считать шаги. Но когда оказалось, что к финишу первым пришел папа, Миша расстроился и разозлился. Он разбросал все фишки и заявил, что не будет больше играть в эту «дурацкую игру». Мы с мужем явно были не готовы к такому повороту. 
 
 
Дети любят играть! Когда ребенку исполняется 4–5 лет, в дополнение к обычным сюжетно-ролевым играм (куклы, машинки, магазин, зоопарк) родители обычно включают соревновательные: шашки, шахматы, футбол, современные карточные игры (например, уно, «взрывные котята»), дженга («супербашня»), разнообразные «ходилки». Где-то выигрыш зависит от качеств игроков, а где-то — это воля случая. Подобные игры очень полезны, особенно в дошкольном возрасте, потому что в них совершенствуется память, внимание, логическое мышление, развиваются такие качества, как целеустремленность, лидерство, навыки обработки информации, — все это понадобится во взрослой жизни. Но, не желая расстраиваться или боясь проиграть, некоторые дети категорически отказываются от таких игр.
 

Почему так происходит?
 
Иногда дети очень негативно и бурно реагируют на проигрыш. Это происходит потому, что они живут здесь и сейчас, не понимают, как иначе может быть в будущем. Поражение или победа для них — это навсегда. Игра для дошкольников является ведущей деятельностью — большая часть ежедневных занятий проходит в игровой форме, и это очень важно для полноценного и разностороннего развития. Поэтому, выбирая игру, надо принимать во внимание возможные последствия.
 
Часто, даже не замечая того, родители поощряют конкуренцию. Например, используя игру «Кто первый?» для достижения своих целей. Это кажется хорошей идеей использовать игру «Кто первый добежит до подъезда?», если ребенок не хочет идти домой, «Кто первый помоет руки?», если мыть их совсем не хочется. Дети начинают бороться за внимание, за поддержку и признание. Первый (победитель) означает хороший, последний — плохой. И если дети играют ради победы, то поражение равносильно потере любви и поддержки. 
 
Малыши так не любят проигрывать. Некоторые начинают злиться, кто-то расстраивается и плачет, а кто-то говорит: «Я больше никогда не выиграю». Чтобы избежать горечи поражения, впоследствии дети отказываются принимать участие в любых видах конкурентной деятельности. А если страх проигрыша преодолеть не получается и в более взрослом возрасте, то проблемы с построением отношений и карьеры гарантированы. 
 
Успешные взрослые знают разницу между соперничеством и игрой ради удовольствия. Они понимают, что выигрывать в любой игре невозможно, да и не так важно. Ведь это игра. И даже в более серьезных жизненных ситуациях осознают, что неудачи —это спутники успеха. Трезвый анализ и коррекция подхода помогают сделать еще и еще одну попытку, чтобы достичь желаемого. Да, взрослые расстраиваются и даже иногда опускают руки. Но обычно они умеют справляться со своими эмоциями и держать их под контролем. 
 
Что делать, если, проиграв, ребенок плачет?
 
 
1. Выражать безусловную любовь
 
Обязательно скажите ребенку, что вы его любите, и это совершенно не зависит от того, выиграл он или проиграл. Безусловная родительская любовь помогает детям на всех этапах жизни. Чем чаще вы ее проявляете, тем увереннее чувствует себя ребенок и тем выше его самооценка. Это как иммунитет против внешних неприятностей!
 
2. Поддерживать
 
Полезно отметить, что в игре ребенок был достойным соперником и вам очень понравилось играть с ним: «Каждый раз ты играешь все лучше и лучше», «Мне было очень сложно выиграть у тебя», «Победа далась мне нелегко», «Мне очень понравились такие-то твои ходы».
 
3. Разрешать проявлять чувства
 
Покажите ребенку, что вы замечаете и понимаете его чувства: «Я вижу, ты огорчен». Воздержитесь от фраз «не будь плаксой» или «плачут только слабаки».
Не нужно бросаться успокаивать малыша, потому что проигравший — не жертва. Не просите прощения за то, что победили. Если ребенок в гневе и крушит все вокруг, нет смысла его ругать и наказывать. Проявляйте терпение и объясняйте ему каждый раз, как вести себя, если проиграл (или если очень зол и расстроен): можно бить подушку, комкать и бросать бумагу, рисовать свою злость. И продолжайте ежедневно играть. Со временем ситуация должна улучшиться. 
 
4. Хвалить
 
Обращайте внимание и отмечайте все проявления позитивного поведения, используя «я-сообщения». Сравнивайте ребенка только с ним самим! Чтобы поддержать мотивацию и самооценку, имеет смысл сравнивать нынешние и прошлые достижения ребенка. Хвалите за участие в процессе и стремление к результату: кто справился со всеми заданиями и пришел к финишу, уже молодец.
 
Конечно же, стремление быть первым полезно для достижения успехов в будущем. Часто родители сосредоточены на том, чтобы научить детей выигрывать. Но для взросления и формирования сильной личности куда важнее бывает научить ребенка проигрывать.
 
Как учим?
 
Реакция взрослых может помочь ребенку научиться проигрывать с достоинством и получать настоящее удовольствие от самого процесса игры. Что для этого нужно делать?
 
 
1. Обозначать границы 
 
Разделяем, где соперничаем, а где нет. Например, «Кто быстрее уберет в своей комнате?» — если это игра — может быть соревнованием. А когда вместе что-то готовим или накрываем на стол, то мы не соревнуемся, а помогаем друг другу и делаем приятное.
 
2. Читать сказки-помощники
 
Читаем и обсуждаем, обращая внимание ребенка на ситуации, когда героям мультфильма или сказки что-то не удается, но они предпринимают еще одну попытку («Тачки», «Холодное сердце»). Рассказывая малышу о каких-то своих неудачах, которые вы преодолели, вы можете помочь ему осознать, что поражения случаются, и с ними нужно уметь справляться.
 
3. Играть честно
 
Не нужно в каждой игре поддаваться, хотя это имеет смысл на начальных этапах, когда малыш только осваивает игру и (или) еще очень мал (4–5 лет). Рано или поздно ребенок это почувствует, что приведет к потере веры и в себя, и в родителя. Если вы хотите помочь ребенку выиграть, давайте ему фору в очках или подберите такую игру, в которой он точно сможет одержать победу.
 
5. Подавать пример
 
Показывайте на своем примере, какой может быть реакция на проигрыш. Можно сказать, что вам грустно и в следующий раз вы попробуете другой способ, который, возможно, поможет вам победить.
 
6. Давать возможность играть в игры без победителя 
 
Очень полезно играть с детьми в ролевые игры, используя конструктор, куклы, машинки или мягкие игрушки. Также можно попробовать разыграть с ребенком сюжет, в котором главный герой справляется со всеми препятствиями, проходя через неудачи, но в итоге побеждает.
 
7. Учить прогнозировать 
 
Ребенку бывает сложно понять, где именно возникают трудности. Лет с 5–6 родителям стоит помогать детям учиться анализировать, раскладывая действия на мелкие этапы. Так им будет легче увидеть ошибку и исправить ее.
 
Объясните ребенку, что ни один человек в мире не может всегда выигрывать! Кроме того, есть много внешних причин, которые от нас не зависят, но могут повлиять на результаты.
Проигрывая, ребенок приобретает опыт, который впоследствии поможет ему стать успешнее.

 
Виктория Александрова, мама, основатель семейного клуба «Оранжевый слон»
Ирина Абдурахманова, психолог, член Ассоциации детских и семейных психологов Украины
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Поделиться: