(057) 727 70 90
(067) 546-53-73
(066) 332-97-99
(073) 442-39-26
(067) 573-53-83 (Viber)
з 8-30 до 21-00 (пн-сб)
Зателефонуйте мені
Укр.Рус.
Змінити мову сайту
Basket
0

Стипендия «Грамотей» — учись и богатей!

Опубліковано 23 Грудня, 2013
Стипендия «Грамотей» — учись и богатей!
Ежегодно в Харьковском национальном университете имени В. Н. Каразина проходит конкурс «Знатоки русской словесности», в котором принимают участие учащиеся 8–11 классов. В 2013 году издательство «Ранок» учредило стипендию «Грамотей», право на которую получает трёхкратный победитель конкурса, поступивший на филологический факультет.
Первым стипендиатом стала выпускница специализированной школы № 29 Анна Советова.

Библия филолога
Анна, как вы узнали о конкурсе?
— О конкурсе я узнала от своей учительницы по русскому языку и литературе Ирины Викторовны Романеевой, которая привила мне любовь к своим предметам. Она сказала, что есть такой конкурс. Первый раз я приняла в нём участие в 8-м классе.
Вообще я участвовала во всех мероприятиях, связанных с русским языком, которые проводились в городе и области: в городском конкурсе «Знатоков русского языка», во Всеукраинской олимпиаде по русскому языку и литературе, в Альтернативной олимпиаде по русскому языку.

— Почему вас заинтересовал именно наш конкурс?
— В некоторой степени я хотела поучаствовать в нём из-за самоутверждения. Но вообще я бы хотела работать в издательском деле, а может, заняться научной деятельностью, чтобы попытаться поднять уровень грамотности. Ведь Харьков — город по преимуществу русскоговорящий, но люди не достаточно владеют русским языком.

— Обязательно ли заниматься дополнительно для того, чтобы участвовать в конкурсе, или достаточно базовой школьной программы?
— Школьных уроков не хватает для того, чтобы быть конкурентоспособным на любых конкурсах и олимпиадах, особенно в нашем городе, где уровень подготовки участников довольно высокий.

— Как у вас проходила подготовка к конкурсу?
— Собственно, подготовка началась с четвёртого класса. С тех пор я с удовольствием посещала разные тематические музеи, на каникулах ездила в предметную школу. С учениками этой школы мы проводили время с пользой: ходили на экскурсии, делали презентации, занимались русским и английским языками, литературой, художественной культурой, узнавали то, о чём не говорили в обычной школе.
Кроме того, мне помогали книги. Каждому начинающему филологу просто необходимо иметь у себя несколько пособий Д. Э. Розенталя, это как Библия. Также я познакомилась с толковым, этимологическим, орфоэпическим и орфографическим словарями, многими научными статьями.

— Что для вас было самым интересным в конкурсе?
— Все задания были очень интересные, в меру сложные, но ввиду того, что я давно уже занимаюсь углублённым изучением словесности, они были мне по силам. В языковой части особенно понравились задания, связанные с этимологией; в литературной части — задания по теории литературы и анализу образной системы произведений. Также я получила удовольствие от лекций университетских преподавателей перед конкурсом и после него.

Тесты: забыть, как страшный сон…
Как бы вы в целом оценили уровень грамотности своих сверстников?
— Общий уровень грамотности падает, это видно. Дети сейчас не имеют мотивации, чтобы учить языки. Например, они прилежно изучают украинский, но не потому, что мы здесь живём, что это наш государственный язык. Языками занимаются только ради того, чтобы сдать тестирование и забыть всё, как страшный сон. Важно понять, что, чем больше языков знает человек, тем больше у него кругозор (как говорится, сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек).

— Кому, на ваш взгляд, принадлежит ведущая роль в исправлении ситуации с падением грамотности: родителям, самим ученикам, школе, государству?
— Я думаю, что усилия должны прилагать все вместе. Было бы хорошо, если бы государство позаботилось о статусе русского языка, и у школьников был выбор, какой язык сдавать на тестировании. Также можно увеличить количество часов на изучение языков: у преподавателя должен быть запас времени, чтобы он мог заинтересовать учеников.

— Как можно заинтересовать детей учить орфографические и пунктуационные правила, читать книги?
— Нужно с самого младшего возраста читать детям книги, знакомить с литературой для дошкольников. Заинтересовавшись литературой в детстве, человек будет продолжать дружить с ней дальше. Чтение войдёт у него в привычку, он начнет использовать свободное время с пользой, проводя его с книгой.

— Почему важно быть грамотным?
— По речи можно определить уровень развития человека, понять, можно ли ему доверять как профессионалу. Никто, например, не будет доверять учителю с неграмотной речью. От грамотности зависит карьера, положение человека в обществе.
У грамотного человека намного больше возможностей реализоваться в жизни.

Факультет единомышленников
Какие ваши первые впечатления о студенческой жизни и учебной университетской программе?
— Меня приятно удивило, что у нас на отделение набралась большая группа, причём среди студентов много мальчиков (семь человек), что редкость для филфака. Приятно, что сверстники поступили на специальность по тем же мотивам, что и я. Они постоянно читают, хотят что-то узнать. Я смотрю на них и думаю, что у нас ещё не все потеряно в гуманитарной сфере.

— Какой предмет курса стал вашим любимым?
— Наверное, современный русский язык. Мы углублённо изучаем то, что в школьной программе подаётся поверхностно. Преподаватели вводят много новых терминов, предлагают интересные задания, которые развивают логическое мышление, профессиональную эрудицию.

— Какие ваши планы на будущее, после окончания учёбы в университете?
— Я хотела бы быть литературным редактором либо издателем, выпускать такие книги, чтобы всем было приятно держать их в руках. Очень хочется, чтобы люди продолжали читать обычные книги, а не их суррогат — электронные.
 
 
Блиц-опрос
Основное занятие: «студентка отделения русской филологии филологического факультета ХНУ им. В. Н. Каразина».
Увлечения: «культурология и изучение языков. Я с детства изучаю английский, французский, сейчас интенсивно занимаюсь немецким».
Любимый период в истории литературы: «поэзия Серебряного века. Поэзия — это разговор сердца, знать её нужно для того, чтобы воспитывать свою душу».
Блиц-пожелание тем, кто хочет быть грамотным: «Работать над собой, стараться как можно больше читать, слушать учителей-словесников».



На  фото  Анна  Советова  со  своей  учительницей  по русскому языку и литературе Ириной Викторовной Романеевой.