Подростковая повесть «Час для всього» Елены Алчановой знакомит читателей с 15-летней Соней, которая оказывается на пути взросления. У нее множество вопросов к себе и миру. В этом возрасте подростки часто задаются вопросами внешности и принятия себя, Соня – не исключение. Она совершенно отчаялась и считает себе неудачницей, недоразумением, а не девушкой. Искать поддержки ей негде: в школе над ней откровенно смеются, в семье не обращают внимания, а круг друзей ограничен двумя парнями, к которым и так много претензий. Возможно, именно в такие моменты на грани тупика человек получает свой шанс на выживание?
Соня начинает видеть во сне девушку, с которой чувствует особую связь. Эту призрачную гостью тоже зовут София, и она становится для героини «глотком воздуха». Соня делится со старшей тезкой своими переживаниями и соображениями по поводу дружбы, любви, смерти. Их диалоги образуют особую философскую составляющую книги. Речь идет именно о жизненной философии, этакой «обыденной мудрости», а не глубоких экзистенциальных размышлениях (которые вряд ли бы понравились юным читателям). София из снов оказывается особенным персонажем. Елена Алчанова использовала удачный литературный прием, секрет которого раскрывается в финале.
«Какая же она… никакая», – именно так рассуждает Соня о своей маме. Тонкий психологизм – важная черта этой книги. Отношения между матерью и дочерью, бабушкой и внучкой, между женщинами в семье в целом демонстрируют важность таких связей и их непосредственное влияние на формирование личности. Не уверена, поймут ли такой месседж читатели-подростки, а вот взрослым точно будет над чем поразмыслить после чтения повести. «Час для всього» стоит читать не только тогда, когда тебе 15 – книга будет помощью и для родителей подростков, и для педагогов. Вместе с тем, поведенческие модели легко узнаваемы, что всегда сближает героев с читателями.
Следует выделить тему потери близкого человека. Восприятие смерти подростками вообще специфично. Вот и бабушка Сони, Анна Михайловна, умирает от рака. Девушке приходится самостоятельно переживать этот опыт. И постепенно – из-за воспоминаний, неполитых цветов, кислого борща, старых фотографий и ретроплатья — Сонька находит место для бабушки в своем сердце навсегда. Любовная линия тоже присутствует в повести. И хотя она не является ключевой для сюжета, однако важна для становления главной героини. Да, персонажи ребят, Кирилла, Дэна и Марка, довольно показательны и помогают Соне понять себя, пусть даже через боль. Наконец-то девушке удается найти стойкость и шагать в будущее, в частности в новый учебный год, с верой в себя. Букеты цветов в конце повести как бы намекают на то, что у этой девочки все будет хорошо. И у нее точно есть время для всего.
Детская писательница
Мария Артеменко