Переходь на українську ua
Каталог
Е-книги
График работы:
с 9-00 до 21-00 (пн-пт), с 10-00 до 19-00 (сб)
с 9-00 до 21-00 (пн-пт), с 10-00 до 19-00 (сб)
Каталог
Е-книги
О чем думает подросток и как с ним говорить?
08.07.2021
Советы родителям

«Ира, вот что тут можно сказать?» — это, наверное, самый частый вопрос и на тренингах, и во время личных консультаций от родителей, не желающих воспитывать своих детей в тех же практиках, в которых растили их самих. В их детстве формулировки типа «Пора уже понимать!», «Не доводи меня» и «Бегом, я сказал(а)» были прекрасной альтернативой подзатыльникам или крикам.

Запросы по работе с формулировками – эмпатические и в то же время поддерживающими родительский авторитет — лежат в основе моей консультативной практики с родителями, и это неудивительно.

Ведь когда в твоем детстве самыми частыми воспитательными приемами были ложь, угрозы и шантаж, то, сталкиваясь с нежелательным поведением собственного ребенка — особенно подростка, — часто не находишь слов. Потому что не обидных, не унижающих, но в то же время адекватных ситуации слов, фраз, формулировок у тебя не было в опыте, а значит, в обиходе.

Для того чтобы восполнить эти пробелы, мы дополняем практическую работу фильмами и книгами, в которых можно «подсмотреть» приемы авторитетного стиля общения и перенять их; научно-популярными изданиями, посвященными психологии и общению. И если честно, я думала, что после Джона Медины, Юлии Гиппенрейтер, Дэниэла Сигела и их коллег тему общения с детьми трудно чем-либо дополнить.

Но в 2020 году вышла новая книга Танит Кери, популярной британской журналистки, пишущей для родителей, и Анхеред Рудкин, клинического психолога, специализирующейся на родительско-детских отношениях, и уже в 2021-м ее перевели на украинский. Теперь моя база рекомендаций пополнилась еще одним пунктом.

«Про що думає підліток?» — руководство для родителей (и педагогов), которым важны понятные схемы взаимодействия с подростками и конкретные формулировки для общения с ними. Эта книга предлагает конкретные решения для целого спектра ситуаций.

Книга интересно структурирована: после первого вводного раздела, поверхностно описывающего особенности переходного возраста, идут три раздела, упорядоченных по возрастам — 13–14, 15–16 и 17–18 лет. Каждый из них содержит типичные фразы подростков, которыми они… нет, не хотят свести нас с ума, но часто достигают именно этого. Каждой такой фразочке из серии «Я приберу свою кімнату за хвилинку» (я знаю минимум трех мам, у которых при этих словах начинается нервный тик), «Вибач, що давно не телефонувала», в том числе и сакраментальным «Тут нічого їсти» и «Я тебе ненавиджу!», посвящен один разворот книги.

К подростковым фразам-триггерам прилагаются:

- короткое резюме того, что подталкивает подростка говорить их (и таки нет, они не хотят никого довести до истерики);

- как их может услышать и интерпретировать родитель (очень неплохие разделы, но мне не хватило напоминаний о том, что чем в меньшем ресурсе сам родитель (не выспался, не поел, перегружен работой), тем сложнее ему будет реагировать непривычным для своего опыта образом);

- как на них реагировать. Всегда в двух перспективах: что сказать сразу и на что обратить внимание со временем. И вот это разделение на быструю реакцию и корректировку отношений или поведения в будущем очень ценно, на мой взгляд.

Приятно, что все рекомендации реальные и обоснованные. А их структура отвечает нуждам двух основных типов родителей — взрывоопасных и мягких.

Взрывоопасный родитель на любой подростковый проступок или провокацию реагирует жестким отпором. Иногда даже феерическим. После которого сдает позиции — столь же радикально. Или удерживает огневой рубеж — ценой отношений. И потом стыдится или злится оттого, что все складывается как на войне.

Для взрывоопасных родителей ценный этап предложенной в книге структуры — эмпатические высказывания. Но и дальнейшие пункты, которые подводят к мягкому, но последовательному удержанию родительской линии, им тоже будут полезны.

Мягкие родители настолько не хотят жестких мер, что редко противоречат ребенку, проявляющему чудеса изобретательности в безуспешном поиске границ дозволенного. Они хорошо владеют эмпатией в коммуникации, но дальнейшие этапы, когда надо проявить твердость и настойчивость, — их уязвимое место, поэтому им будут важны пункты с готовыми схемами удержания родительской позиции.

Книга чем-то похожа на разговор с другим взрослым — мягкий, сдержанный, но преследующий конкретную цель — выстроить адекватные отношения с подростком.

Книга Танит Кэри и Анхеред Рудкин не заменит целенаправленной работы по смене речевых стратегий и шаблонов, но она стоит меньше одной консультации специалиста и будет полезна как для чтения, так и в качестве своего рода справочника по общению с подростком на все случаи жизни. 

 

Ирина Сергеева

PhD, специалист по конструктивной коммуникации, автор и ведущая клуба #КнигаПоводДля знакомства, приглашенный тренер Центра «Я и моя школа»

Товары из этой статьи
Спиннер
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Поделиться: