«Век живи, век учись» - говорит устойчивое выражение. Сейчас популярны многочисленные курсы, тренинги, школы. После очередного обучения кто-то да и спросит «ну как?». Один ответит «Классный спикер! Все так ярко, динамично, увлекательно, весело, мы так много общались», другой скажет: «Выброшенное время: никакой конкретики, сама «вода», никакого практического инструмента».
На самом деле, такую же ситуацию вы наблюдаете и во время обучения вашего ребенка. К одному учителю он пойдет с удовольствием, к другому - остерегаясь. Какие-то объяснения ученик воспринимает быстро и легко, какие-то - даже после сотого повторения никак.
Так в чем же секрет? В личности? Отчасти, но в большей степени - в умении учителя применять различные стили обучения. Подача материала в способах, которые не соответствуют стилю обучения ребенка, будут демотивировать и приведут к потере внимания. Там, где нет внимания, нет концентрации, а значит отсутствует понимание задачи, проблемы и слабая возможность найти правильный способ решения.
Мы познаем мир
- визуально - рассматривая;
- аудиально - слушая;
- кинестетически - действуя, пробуя;
- вербально - разговаривая;
- логично - осмысливая.
Что-то для нас есть превалирующим, потому что таким способом нам легче воспринимать информацию. Я лучше запомню и осознаю, если сделаю свои записи или зарисовки. Мой коллега - только слушает, записи его отвлекают. Другой коллега лучше воспринимает через видеоматериал, динамику картинок и ролевые игры. Четвертый требует концентрации и обдумывания. Кто-то из нас с удовольствием работает в группе, кому-то нравится индивидуальное выполнение задания.
Во взрослой жизни мы адаптируемся к стилю обучения. Это необходимо сделать, потому что разные предметы, направления деятельности требуют различных подходов изучения. Ребенка мы должны этому научить. Но начинать обучение лучше из самого присущего ему стилю. Который может быть подсказкой к будущему профессиональному уклону. И возможно, вы не будете настаивать на отличном усвоении математических умений высокого уровня, когда увидете, что у ребенка склонность к экспериментированию и исследованию.
В каждой монетке есть две стороны. Так и в стилях обучения - есть противоположности. Какая-то может доминировать, а может быть, что мы балансируем, используем обе возможности в зависимости от ситуации.
* Использовано из материалов ресурса https://www.engr.ncsu.edu/stem-resources/legacy-site/learning-styles/
Если вы учитель, обращайте внимание, какой стиль обучения более присущ ученику. Подстроиться нужно учителю.
Если вы родители ученика, понаблюдайте, как ребенок выполняет задания, какие способы выбирает, как находит ответ. Определив предпочтительный стиль обучения, помогайте ему переводить задачи в соответствии к природному потенциалу. В то же время тренируйтесь в применении других навыков изучения предметов, постепенно расширяя инструменты.
Если вы сами ученик и ищете, у кого поучиться. Познакомьтесь со стилем преподавания учителя или коуча, проверьте свой стиль обучения и находите подходящий для максимального результата курса.
Наталия Коваль
Директор издательства
«Активного Розвитку Талантів»